Алексей Семихатов: "Что движет науку вперед"

Как Вы считаете, в связи с тем, что сегодня интернет предлагает человеку широкие возможности для самообразования, как изменились задачи современного просветителя? Нужен ли теперь человеку «проводник» в знаниях о науке?

Я предлагаю разделять две вещи: образование и, в частности, самообразование, с одной стороны, и что-то вроде здорового любопытства с другой. Занятие образованием (само- или нет) требует систематических усилий, и давайте считать, что те, кто себя этому посвящает, знают, что они делают. Интернет с разнообразными курсами, циклами лекций, и тому подобным здесь, наверное, так же хорош, как хорошие книги (а в некоторых отношениях, возможно, и лучше). Но давайте поговорим о тех, кому любопытно, кто не прочь узнать, а что там происходит в науке. Для такой аудитории наука требуется не в прямом своем качестве, а как "инфотейнмент." И вот здесь интернет как таковой предлагает в умопомрачительных количествах умопомрачительную чушь: достаточно посмотреть, сколько ссылок имеется на разнообразные наукообразные ниспровержения (например, Эйнштейна), нередко граничащие с теорией заговора. Задача просветителя включает в себя создание контента, который и привлекал бы внимание, и был бы научным. Пожалуй, даже вот как: в задачи просветителя входит показать, что по-настоящему интересные, захватывающие вещи происходят не где-то в "серых областях", а именно в науке.

Как Вы представляете себе зрителя Вашей программы, что это за человек?

Я надеюсь, во-первых, что наш зритель смотрит нас регулярно, хотя бы до некоторой степени, сетует на менее удачные передачи и, быть может, советует знакомым посмотреть удачные. Если нашему зрителю захочется узнать что-то еще по теме, о которой рассказывает гость в студии, то я бы счел нашу задачу выполненной.

Какие Вы видите перспективы на ближайшие годы в инструментах, каналах для просветительства?

Мне бы хотелось, чтобы большее число действующих ученых озаботились идеей просветительства, чтобы при всей своей занятости они осознавали как приоритет задачу время от времени рассказывать публике о том, как движется вперед наука. Мне бы хотелось видеть некоторую площадку, где, скажем, ученые рассказывали бы широкой публике не только об успехах, сколько о нерешенных проблемах, о том, где сейчас проходит граница знания и незнания. (Мы понимаем, что я слегка лукавлю, когда увожу акцент от успехов, поскольку постановка новой задачи в науке – это, конечно, продукт последних успехов). Мне кажется важным понимание, что наука, в отличие от учебника, не состоит из одних ответов. В ней не меньшую роль играют вопросы: они, собственно, и движут ее вперед. Было бы здорово как-то включить этот аспект в просветительство.