Юрий Ковалев о популяризации науки в СМИ и астрофизике

Юрий Юрьевич, радиоастрономия – это сложное, но в то же время важное направление в астрофизике. Как вы считаете, популяризация астрофизики может повлиять на привлечение новых ученых в эту сферу? Одно дело повысить заинтересованность общества, а другое - привлечь узкопрофильных специалистов в серьёзные и сложные исследования, которыми занимаются всю жизнь.

Думаю, популяризация астрофизики повлияет на привлечение студентов в профильные ВУЗы. А дальше – это уже задача профессиональных астрофизиков заинтересовать своей темой с одной стороны, перспективами науки и достойной жизни при занятиях фундаментальными исследованиями с другой. Не забудем также, что работа профессионалов и их исследования стоят серьезных денег. Важнейшей задачей популяризации является показать, что вложенные средства тратятся не зря, ученые занимаются чем-то действительно захватывающим и интересным, получают прорывные результаты. Оптимист скажет, это может даже привести к увеличению бюджета фундаментальных научных исследований в той или иной области – при поддержке заинтересованного общества, заодно и привлечь больше специалистов.

Как вы думаете, могут ли СМИ внести действительно серьёзный вклад в науку или все же их основная задача популяризация науки и общий подъем уровня научного знания в обществе?

СМИ вносят серьезный вклад не только в популяризацию науки, но и помогают нам открыто и широко обсуждать все происходящие изменения в этой области. Основной темой для обсуждения в СМИ являются реформы в организации и принципы финансирования фундаментальной и прикладной науки. Второй, но не менее важной темой для дискуссий, становится критичная для науки и подготовки высококвалифицированных кадров задача - борьба с плагиатом и фальшивыми диссертациями. Помощь СМИ в обсуждении всех проблем сложно переоценить, т.к. максимально публичное освещения оказывается одним из действенных методов борьбы.

Сейчас в социальных сетях среди молодежи набирают популярность небольшие видео с различными научными экспериментами (химические реакции, к примеру). Как вы считаете, возможно ли привлечь молодёжь к серьёзной науке через, назовем это, «видео развлекательного характера»?

Возможно. Более того, подобные визуальные материалы нередко позволяют объяснить «на пальцах» крайне сложные физические явления или механизмы. Не встречался ли Вам мультик про принцип работы американского лазерного интерферометра, зарегистрировавшего в 2015 году гравитационные волны? Недавно я использовал очень успешно этот мультфильм на лекции старшеклассникам. От таких видео у всех действительно захватывает дух! А знаете, как захватывает дух, когда видишь видео квазара – одного из самых ярких объектов в видимой Вселенной? Со сверхмассивной черной дырой в центре, падающим на него веществом из аккреционного диска, вырывающимися наружу струями экстремально горячей плазмы? Супер! Жаль, настолько красиво мы умеем пока только рисовать. Но, возможно, кто-то из увлеченных сегодняшних школьников увидит это «вживую»…